История Московского Дома Художников
От Красного петуха к художникам.
А к осени 1918 года кафе перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса, объявлено "клубом-мастерской" и получило новое название, страшноватое, но зато "революционное": "Красный петух". Но "Красный петух" очень быстро догорел, угас еще в том же 1919 году. В годы нэпа под нашим стеклянным сводом опять шла торговля, хоть и не столь богатая, как прежде. А с начала 1930-х годов и по сей день домом на Кузнецком владеют художники. Сначала это был знаменитый "Всекохудожник". Этот "Всекохудожник", просуществовавший до 1953 года, был учреждением солидным, многообразно деятельным и богатым. Без его помощи художникам было бы невозможно работать. Он снабжал их холстами и красками, давал авансы и ссуды, заказывал и покупал работы, посылал, поодиночке и "бригадами" в творческие командировки - главным образом, как тогда полагалось, на заводы и стройки. Он устраивал конкурсы проектов памятников. При нем работали различные цеха, либо обслуживающие художников, либо дающие работу им самим: в них, например, расписывались ткани и вышивались знамена. Притом "деньги, заработанные на продаже расшитых платков и шалей, керамических изделий и игрушек, шли на обеспечение нерентабельной работы станковых живописцев" - как пояснял В.И.Костин, известный художественный критик, работавший в молодости во "Всекохудожнике". В составе кооператива было даже небольшое издательство, а также "фундаментальная библиотека", собиравшая, не жалея средств, литературу, которая могла понадобиться художникам. О ее ценнейших приобретениях, бывало, с почтением сообщал главный тогда художественный журнал "Искусство". Библиотека эта сохранилась, а ее судьба и накопленные ею книжные сокровища заслуживают отдельного и подробного рассказа. Но, что одним из самых главных событий стало открытие - выставочного зала с экспозиционной площадью 405 кв м, и положивший начало выставочной деятельности, существующей и сегодня.
После ликвидации "Всекохудожника" в 1953 году и по нынешний день, обжитое здание на Кузнецком унаследовал художнический клуб - Московский Дом Художников. Производственная деятельность ушла в комбинаты Худфонда, выставочная осталась, и к ней присоединилась клубная. Итак, Дом художника - это не стены и не стеклянная крыша. Это и не учреждение. Это сохраняющийся веками микроклимат московской жизни, ее наиболее обжитая, физически, пространственно и духовно благоприятствующая среда, напоминающая о глубинном единстве искусства, о возможностях творческого диалога - и зрительного и словесного - самых разных направлений, групп и тенденций. Дело, наконец, в том, что дом - Восстановленный и возрожденный, на столь славном и историческом месте, объявленном заповедной зоной, значительный и ценный памятник нашей культуры, ее материализованная память. Это живое прошлое самого московского искусства, одухотворенное им пространство. Но такое обжитое творческое пространство принадлежит не только прошлому, но и будущему культуры. Оно есть устойчивое, привычное, надежное место ее непрерывной кристаллизации. Мы верим, что у этого здания, будущее окажется не менее долгим и славным, чем прошлое.(Источник)