Пригласительный билет на выставку
карта сайта

 

История Московского Дома Художников

Кафе "Питтореск".

Здание на Кузнецком он решил превратить в шикарное кафе и устроил небольшой конкурс на украшение зала. В осуществлении обширного проекта приняли, по предложению его автора участие многие художники, главным образом молодые и склонные к активному новаторству. Победил в конкурсе Георгий Богданович Якулов. Далее художники участвовавшие в конкурсе разрабатывали и переносили в натуру беглые наброски Якулова, отчасти - дополняли их собственным творчеством. Так, по проектам А.Родченко делались необычные светильники - сложные пространственные композиции из гнутой жести. Стеклянный потолок по эскизу Якулова расписывал В.Татлин. Участвовали также Л.Бруни, А.Осмеркин, Н.Удальцова и другие, сейчас уже трудно установить, кто именно: едва ли не все видные мастера московского авангарда тех лет упоминаются, обоснованно или нет, в связи с этим проектом.
Обширное, несколько индустриального вида помещение совершенно преобразилось - засверкало нарядными красками плоскостной, геометризированной росписи, наполнилось движением схематических условных фигур, каких-то театральных персонажей из картона и фанеры, переливами света, тоже подвижного, меняющегося. В торце зала поместилась круглая эстрада, над ней - сложной формы навес, тоже с угловато-подвижными фигурами. Кафе, названное "Питтореск", открыли в январе 1918 года.
К открытию Якулов написал на полутораметровом листе фанеры изящный плакат, изображающий спешащую в кафе модную даму с собачкой. Вычурный шрифт его стилистически перекликался с росписями зала. Плакат был выставлен заранее на углу Кузнецкого и Неглинной, и дата на нем стоит несколько более ранняя - кафе предполагали открыть еще в конце декабря. "Открылось расписанное Якуловым давножданное кафе "Питтореск" <...> На открытии выступали знакомые все лица: Маяковский, Бурлюк, В.Каменский", - сообщала газета "Мысль" 20 января. Футуристы, отработавшие уже стиль своих эстрадных демонстраций в "Кафе поэтов", обрели здесь новую площадку - обширную и эффектную.
Большой вечер Маяковского устроен был в кафе 1 мая. Сохранилась написанная им от первого лица иронически-саморекламная широковещательная программа: "Только друзьям. Я, Владимир Маяковский, прощаюсь с Москвой. 1. Я произнесу в честь друзей моих великолепную речь: "Мой май"<...> 3. Блестящие переводчики прочтут блестящие переводы моих блестящих стихов <...> Я сам прочту стихи из моих книг <...> По окончании вечера меня можно чествовать".
В марте 1918 г. сюда привезли из Петрограда поставленную Мейерхольдом "Незнакомку". "Никто не ожидал, чтобы в кафе уже стали ставить серьезные драмы вроде "Незнакомки" А.Блока. Это не только попытка ставить Блока в такой обстановке, но и попытка культивировать новую публику, которую придется приучать к новому жанру", - писал критик.
Сохранилось всего несколько не очень ясных фотографий, а также и довольно противоречивых описаний интерьера кафе. "Внутреннее пространство кафе "Питтореск" поражало молодых художников своей динамичностью. Всевозможные причудливые фигуры из картона, фанеры и ткани: лиры, клинья, круги, воронки, спиралевидные конструкции. Иногда внутри этих тел помещались лампочки. Все это переливалось светом, все вертелось, вибрировало, казалось, что вся эта декорация находится в движении. Преобладали красные, желто-оранжевые тона, а для контраста - холодные. Краски казались огнедышащими. Все это свисало с потолков, из углов, со стен и поражало смелостью и необычностью"13 - так вспоминал десятилетия спустя художник Н. Лаков. Писателю С. Спасскому запомнился иной колорит и некоторые конкретные детали: "Протяжный зал с высокой крышей имел вид вокзального перрона. Якулов расписал его ускользающими желто-зелеными плоскостями и завитками. Плоскости кое-где спрессовывались в фигуры, раскрашенными тенями пластавшиеся по стенам. Над большой округлой эстрадой парила якуловская же, фанерная, условно разложенная модель аэроплана. Предсмертный всплеск буржуазного ресторанного "строительства", современный московский "Париж".(Источник)

 

Разделы:

Неглинный верх и Кузнечная слобода

Усадьба графа Воронцова

Французские лавки

Доходное место и типография Бекетова

Самое модное место Москвы

Законодательница архитектурной моды - пассаж Сан - Галли

Кафе "Питтореск"

От Красного петуха к художникам